Красивые природные места
Гора Клементьева Кафе-клуб парапланеристов панорамное Полуротонда «Звездопад Воспоминаний» Белая скала Алчак-Кая и Эолова арфа Дорога в пос. Новый Свет Тропа Голицына Бухта Космонавтов
Гора Клементьева
Сверхкрасивое и очень доступное место. Здесь открывается вид на долину с пересохшим озером, Коктебель, море и гору Кара-Даг. Здесь расположен центр парапланеризма, при нем кафе с панорамными окнами. Летом на местости бывает много туристов, но если отойти от асфальта – будете одни. Здесь можно сделать пикник, познакомиться с историей горы, сделать прекрасные фото и просто надышаться.
История горы Клементьева
Исторически гора носила название Узу́н-Сырт (т.е. "длинная спина"), поскольку представляет собой 7-километровый подковообразный хребет с обрывистым южным склоном. Этот южный склон открывается в сторону бессточной Барако́льской котловины. В ней каждое безветренное утро застаивается воздух, там прогревается и во второй половине дня устремляется (как более тёплый) вверх по обрывистым склонам горы, создавая уникальные конвекционные потоки.
Данные потоки воздуха уникальны для осуществления полётов на безмоторных летательных аппаратах (планёрах, парапланах). Эти аэродинамические особенности местности способствовали проведению на горе первого в СССР показательного выступления планеристов в 1923 г. В рамках второго слёта планеристов в 1924 г. при заходе на посадку разбился 28-летний московский лётчик Пётр Клементьев, в память о нём гора получила своё второе имя. Авиаторы же называют её Климу́хой или просто Лётной горой. Западная вершина, высотой 345 м, является высшей точкой всего хребта Узун-Сырт и носит самостоятельное название Коклю́к. Её обрывистый склон украшен причудливыми формами выветривания известняков и мергелей. На вершине горы в 1997г. сооружена полуротонда с романтическим названием "Звездопад воспоминаний".
История планеристских слётов
История полётов на горе Узун-Сырт ведёт отсчёт с осени 1923 г., когда по инициативе авиатора Константина Константина Арцеуловича (самого младшего из 9 внуков художника Айвазовского, лётчика с дипломом пилота-парителя №1 в СССР) были проведены Всесоюзные планёрные испытания. Впоследствии они были названы Первым слётом планеристов СССР, в дальнейшем подобные слёты проводились ежегодно до 1935 г. включительно (кроме 1926 и 1931 гг.). На первом слёте было представлено лишь 9 или 10 планёров. Все летальные аппараты были без моторов (как и положено планёрам) и удерживались в воздухе исключительно за счёт своих аэродинамических качеств.
Начиная с 6-го слёта, в 1929 г. была создана Высшая лётно-планёрная школа (муниципально она имела адрес в селе Отважное, но по факту находилась здесь на самой горе. То есть если изначально лётчики приезжали на гребень горы на 1-2 недели соревнований, а оставшееся время года гора "пустовала", то отныне появился первый комплекс построек, где крымские пилоты могли круглогодично обучаться и тренироваться на специальных учебных планёрах, чтобы стать профессиональными инструкторами-планеристами. Технический отдел школы возглавил 23-летний Олег Константинович Антонов, в будущем создатель самолётов марки АН и "отец транспортной авиации СССР".
На каждом новом слёте устанавливалось сразу несколько мировых рекордов. Среди конструкторов, участников и судей соревнований необходимо назвать следующие фамилии: Антонов, Яковлев, Ильюшин (будущие создатели авиаконструкторских бюро АН, ЯК, ИЛ), Сергей Королёв (его первые в жизни летательные аппараты собственной конструкции испытывались на Лётной горе — планёры "Коктебель" 1929 г. и "Красная Звезда" 1930 г.), Леонид Минов (создатель ВДВ в 1930 г.), Сабиха Гюкчен (первая в мире женщина пилот военного самолёта, её именем назван аэропорт в Стамбуле).
В 1933 г. основатель и идеолог всесоюзных слётов Арцеулов был обвинён в шпионаже в пользу Германии и выслан в Архангельск. В 1935 г. работа школы была приостановлена, а всесоюзные планёрные соревнования перенесены в бассейн Волги (официально по причине того, что лётчикам не хватало пространства для пилотажных манёвров в небе над Крымом). Есть неподтверждённые данные, что репрессии на руководителей полётов обрушились после того, как один из планеристов улетел из Коктебеля в Турцию и не вернулся в СССР.
Только в 1977 г. на месте Школы была построена Южная база ЦАГИ — именно её постройки можно видеть в настоящее время. ЦАГИ — это Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского и главный авиационный центр России, расположенный в подмосковном Жуковском. Все без исключения летальные аппараты нашей страны (военные и гражданские) так или иначе конструируются, испытываются и/или сертифицируются ЦАГИ.
Непосредственно на горе Клементьева изучали аэродинамические особенности лётных аппаратов. В 1992 г. всё было реорганизовано в "Авиационно-спортивный центр "Коктебель", значительная часть территории с той поры заброшена. Состояние базы настолько плачевно, что в 2009 г. местная администрация планировала снести все сооружения, разделить её территорию на участки и отдать под застройку. В настоящее время аэродром базы используется для коммерческих полётов малой авиации: авиаэкскурсии, прыжки с парашютом.
В 3 км к востоку располагается республиканский планерный клуб "Бриз" со своим мини-аэродромом, где в тёплое время года осуществляется обучение полётам на параплане и дельтаплане, а также ремонт этих безмоторных летательных аппаратов. Там же кафешечка с простеньким меню, но оооочень живописной панорамой Коктебельской долины и озера Бараколь.
Кафе-клуб парапланеристов панорамное
Это особенное колоритное место. Не кафе в полном понимании. Сервис не ресторанный. Больше клуб для своих, чем кафе, направленное на удовлетворение потребностей туристов. Еда незамысловатая. По-домашнему. Здесь можно посмотреть на виды и окунуться в атмосферу особого клуба парапланеристов.
Обращаем ваше внимание, что это не кафе в полном смысле слова, это очень живописная и скромная столовая для парапланеристов. Просто у вас есть возможность побывать у них в гостях и проникнуться их романтизмом, сделать пару кадров и по желанию перекусить или выпить чая. Если захотите полетать на параплане, то главный клуб находится как раз в кафе.
Рядом с кафе находятся тренажёры вестибулярного аппарата для лётчиков, обязательно попробуйте :)
На самом конце горы, ближе к морю находится памятник первым лётчикам испытателям - маленький планер. Раньше на этой же колонне стоял настоящий большой планер А-13 конструкции Антонова, но ветер сорвал его, и планер улетел. На месте установили уменьшенную копию.
Полуротонда «Звездопад Воспоминаний»
Сверхдоступное и сверхмасштабное место. Много людей и соответственно бывает немного мусорно. Здесь можно сделать потрясающие фото и просто надышаться простором. Время на объекте: 30 мин. Здесь будет восхитительно закончить ваш день, закаты и вечера здесь просто волшебные. Даже летом мы советуем взять с собой одежду и пледы, потому что здесь бывает ветрено, и так будет комфортнее наслаждаться видами. Пикник будет отличным дополнением!
Очень живописное и романтичное место – от колоннады обязательно спуститься к скалам на обрыве. Там самая красота!
История места
Белая ротонда появилась на вершине горы в 1956 г. Тогда она носила название «Беседка ветров». Пол в строении был отмечен изображением розы ветров. Недалеко от горы Коклюк находится Центр планерного спорта. В свое время здесь занимались выдающиеся советские летчики и авиаконструкторы. Среди них был и С.П. Королев, открывший стране путь в космос. По этой причине после реставрации ротонды в 1988 г. ей было присвоено новое название. Оно написано четкими, простыми буквами на фронтоне над колоннами. Ниже расположена Баракольская долина и в ней – загадочное озеро Бараколь. Геологи до сих пор не могут понять, откуда оно взялось – во всей долине нет и никогда не было даже самой маленькой речки. Во влажный сезон Бараколь – соленый водоем, летом же он превращается в болотистый солончак.
Белая скала
Уникально красивый и особенный объект. Можно и на машине посмотреть интересное и прогуляться пешком. Днем достаточно жарко. На саму гору на машине нельзя – природоохранная территория. Но по одному из способов описанных ниже можно подъехать достаточно близко к вершине. Но красиво и снизу! Здесь можно сделать крутые фото и почувствовать себя внутри вестерна.
Это путешествие по кусочку дикого запада в Крыму. Огромная торчащая из степи скала, пугающая своей мощью у подножья, захватывающая дух на вершине, влюбляющая в себя на закатах и в сезон цветения! В этом путеводителе мы расскажем вам обо всех особенностях этого места, в любое время года и в любое время дня!
Если вы готовы проехаться по максимально красивой дороге постепенно повышая красоту гор – рекомендуем поехать на Белую Скалу по дороге через Мичуринское.
ПЛАН ПУТЕШЕСТВИЯ
1.О Белой Скале
2.Ранчо «Cowboy»
3.Подножье Белой Скалы
4.Большой грот
5.Вариант просмотра горы на низкой машине
6.Вариант просмотра горы на высокой машине (паркетнике)
7.Малая Ак-Кая
8.Грот Мишаш
9.Лучшие видовые точки горы
10. Суворовский дуб по соседству
1. О БЕЛОЙ СКАЛЕ
Белая Скала в Крыму получила свое самое известное наименование из-за слагающих ее пород. Известняк и песчаник светлого цвета, да и все образование действительно кажется белым. Ранее она была на дне древнего моря, но с падением его уровня превратилась в пик на поверхности. Водная и воздушная эрозия придала отвесным стенам значительное сходство со стенами рукотворного строения, вроде замка или крепости. Изначально скала называлась Ак-Кая, с крымскотатарского это переводится, как Белая Скала. Такой необычный и массивный вид Ак-Кая притягивает сюда множество кинематографистов. Скала стала съёмочной площадкой во время создания таких фильмов как «Всадник без головы», «Человек с бульвара Капуцинов», «Код Апокалипсиса», «Вождь краснокожих», «Побег на край света», и некоторых других.
Сама скала и ее окрестности были заселены с древнейших времен. Археологи обнаружили в ее пещерах немало костей вымерших животных и изделия первобытного человека. Были обнаружены остатки скелетов древнего человека – женщины и ребенка, возраст этих костей оценивается в 150 тыс. лет. Позже здесь жили скифы (на поверхности плато скалы – множество курганов) и сарматы (найдены их тамги, то есть родовые знаки на камнях, и мы их с вами увидим!).
2. РАНЧО «СOWBOY» У ПОДНОЖЬЯ
Под Белой Скалой проводится каждый день в курортный сезон (утром и вечером) – ПЕРЕГОН ТАБУНА.
Это очень красиво. Если хотите поучаствовать в нем на квадроцикле или джипе. Также здесь есть небольшое кафе, беседки, прогулки на лошадях и прокат квадроциклов и внедорожников. Особенность: иногда лошади немного уставшие и не так энергично бегут на перегоне. Но всё равно это очень красиво.
По промокоду «tripfilipp» вам будет скидка на услуги ранчо «Cowboy». С каждым годом это действо всё популярней и количество мест на перегоне ограничено – поэтому, чем раньше вы договоритесь о своем участии в нем, тем лучше!
3. ПОДНОЖЬЕ БЕЛОЙ СКАЛЫ
Одно из самых ярких мест центрального Крыма - отвесная стена почти белоснежного древнего камня высотой 100 метров. Гора прекрасна снизу, и очень советуем посетить пару очень атмосферных гротов у ее подножия, а также обязательно попасть на вершину горы к обзорным видовым площадкам. Это же и самый узнаваемый ракурс на гору для фотографий.
Лучший вид снизу и начало пешеходной тропы наверх (если нет желания попадать на вершину своим авто).
4. ОГРОМНЫЙ ГРОТ
В 1947 году археологическая экспедиция исследовала нижнюю пещеру под Белой скалой. На стенах её обнаружены знаки, принадлежащие сарматам, жившим здесь в первые века нашей эры. Предполагают, что некогда пещера эта представляла собой святилище – древний храм. Знаки находятся на верхней части пещеры, если повернуться лицом к выходу из пещеры и приглядываться на правую часть свода, ближе к выходу, на уровне верхних веток боярышника. Тамга – родовой знак кочевых племён. В данном случае сарматов – кочевого народа, в основном ираноязычного, пришедшего в Крым из Поволжья и Приуралья.
От стены скалы иногда отваливаются камни. Это в основном происходит весной из-за перепада температур. Это может быть опасно. У подножия горы – подъем непростой - крутой (комфортно, только в кроссовках с агрессивным протектором), но внутри очень впечатляюще.
5. ВЕРСИИ ЗАЕЗДА НА ГОРУ С ТРАССЫ ТАВРИДА ДЛЯ БОЛЕЕ НИЗКИХ МАШИН
Зимой и после сильных дождей лучше этот вариант. Если вы захотите заехать прямо на гору на своей машине, то вам надо вернуться на трассу Таврида и оттуда съезд с трассы Таврида.
Далее до места откуда возможно дойти пешком до вершины Белой Скалы.
С вершины уже совсем недалеко до двух вау-смотровых, описанных ниже. До грота и Красной Балки идти дальше, ехать мало того, что запрещено, так и сложно на низкой машине. Советуем этот вариант в нормальную погоду.
Ещё один вариант, это заехать с другой стороны, со стороны села Вишенное. И оставив машину, пройтись пешком. Съезд в селе Вишенное
Едем к гроту Мишаш.
Описание ниже. Здесь течёт ручей и может размыть дорогу после дождей, будьте аккуратны, лучше пройтись пешком – мы застряли как-то раз. Но этот вариант больше для просмотра грота Мишаш и мало Ак-Кая.
6. ВАРИАНТ ПУТЕШЕСТВИЯ ДЛЯ ВЫСОКОЙ МАШИНЫ (С КЛИРЕНСОМ ОТ 20 СМ)
Важен в первую очередь клиренс авто - на дороге могут быть бугры и большие лужи. На легковом авто не советуем сюда ехать от слова СОВСЕМ! Если вы на легковушке, то выше был вариант заезда сразу на вершину. Прямо от подножья, вдоль скалы идёт разбитая грунтовка, вот по ней и отправляемся на вашем авто!
7. ПОДЪЕЗД К МАЛОЙ АК-КАЯ
Обязательно посмотреть срез дна древнего океана Тетис, только представьте! Вы сейчас можете прикоснуться к окаменевшим остаткам морских организмов, из которых сложена вся скала. Они жили здесь 100-150 млн. лет назад, отмирали и откладывались слоями, которые мы и сейчас видим на скале. Скала возле вас – ровесник динозавров. Если внимательно поизучать подножие склонов, можно найти окаменелые морские ракушки - они ровесники динозавров :) им около 100 млн. лет. Отличный сувенир! Ракушки называются нуммулитами – от греческого нумус – монета. Вспомните про нумизматов! Характерный узор скрывается у нуммулитов внутри.
Так же можно пройти дальше и попасть на раскопки скифского поселения 4-3 в до н.э. и даже забраться в зерновую яму на плато горы.
Координаты полостей в скале: 45.121895,34.602390
Особенно забавно, если сделать фото близких самому из этой полости.
8. ГРОТ КОК-КОБА ИЛИ МИШАШ
Удивительный и огромный грот с родником питьевой воды (летом лучше не пить воду). Обязательно зайти внутрь!
Этот глубокий навес, образованный вымыванием породы конденсатной и проточной водой, наверное, один из крупнейших в Крыму по площади горизонтального и гладкого потолка. Центральная его часть разрушена обвалами, но и то, что осталось, производит впечатление своими размерами. Особую декоративность навесу придает ровная и вертикальная, словно вытесанная специально, задняя стенка. На значительной своей площади она покрыта мхом. Название объекта Кок-Коба (Голубая пещера, грот) похоже что выдумано совсем недавно и связано с местным названием этого объекта — «Голубой грот». Изначально Мишаш (Мышашъ) — старое название села Вишенное. До 90-ых годов в гроте и рядом с ним была кошара (загон для овец), недалеко от арки сохранились фундаменты домика пастуха.
Далее заезд на саму Ак-Кая по закону запрещён. Это особо охраняемая природная территория. В идеале надо оставить автомобиль и пойти пешком.
9. КРАСНАЯ БАЛКА СВЕРХУ
Начало Красной Балки - подойти по координатам к обрывчику и по лесенке можно спуститься к стоянке первобытных людей каменного века. Это уникальное место с точки зрения археологии. Именно здесь в большом количестве находятся стоянки неандертальцев. Было раскопано более 20 стоянок. При этом учитывая плотность населения в древние времена на Красной балке, было предложено называть данное место палеолитическим городом. К сожалению, скальный козырёк балки обвалился, и похоронил под собой некоторые стоянки древних людей, возможно вместе с ними. До сих пор в этом месте можно найти под ногами кости древних животных, в частности мамонта, кремниевые орудия труда.
Далее подъезд, а лучше поход по грунтовке к вершине Ак-Кая.
Но на вершине горы не самый красивый вид — вот 2 точки с которых открывается максимально зрелищная панорама на саму гору и окрестные долины.
ПЕРВОЕ МЕСТО С ВАУ ВИДОМ!
Ни в коем случае не подходите к обрыву ближе, чем на 1,5 метра.
ВТОРАЯ ТОЧКА - САМЫЙ СОК
10. «СУВОРОВСКИЙ ДУБ»
После Белой Скалы возможно заехать к огромному дубу.
Для удобства – вернитесь на асфальт, и доезжайте до села Яблочное и от него уже двигайтесь к дубу. Возраст дуба более 800 лет, диаметр ствола у основания 4,2 метра, высота около 19 метров, диаметр кроны около 40 метров. Цифры разнятся практически во всех источниках, но плюс минус одинаковы. Дуб несколько раз в год осматривают специалисты, которые проводят профилактические и лечебные работы для поддержания дерева. На стволах дуба есть пломбы (похожи на цемент-намазы) — это результат лечения дерева от паразитов и вредителей, которые выели большой кусок древесины в 90-х годах. Название “Суворовский” у дуба появилось после 1777 года. По легенде, в этом году Суворов с 10 тысячной армией разгромил 40-ка тысячную турецкую армию и именно под этим деревом был лагерь Суворова, в котором он принимал турецкого посла. Достоверно об это не известно, но вполне возможно, что Суворов остановился именно здесь. Во-первых, дуб находится посреди равнины и его крона довольно большая, чтобы укрыться от палящего Крымского солнца. Во-вторых, о дубе есть упоминание в исторической хронике. До 1777 года этот дуб чаще всего называли “Царь леса”, сейчас чаще говорят: “Царь Крымского леса”, хотя названий ему было придумано много: великан, четыре брата (у дуба четыре основных ствола), пастух и другие.
Алчак-Кая и Эолова арфа
Красивое место, простая тропа. Близко от машины. Виды! Необычные горные породы. Бывает грязновато на входе. Здесь можно посмотреть на невероятные горные породы и величественные скалы.
Можно пойти по нижней оборудованной тропе, оставив машину здесь:
Нижняя оборудованная тропа. Вид на «Чертов мостик» со стороны:
Возможно прогуляться по верху самой горы, оставив машину здесь:
Мыс и гора Алча́к-Кая́ разграничивают Капсельскую и Судакскую долины. По геологическому строению это ископаемый коралловый риф, сложенный известняком. Аналогичного генезиса все мысы к западу от Алчака: горы Крепостная, Сокол, Орёл, Капчик, Караул-Оба. В 1927-28 гг. на горе Алча́к велась добыча образцов кальцита, которые потом были отправлены в Москву. Работая с этими образцами, академик П.А. Ребиндер в 1928 г. в возрасте 30 лет открыл эффект адсорбционного понижения прочности твёрдых тел (говоря простым языком, это изменение механических характеристик твёрдых тел под воздействием поверхностно-активных веществ). Данное открытие получило в науке имя эффекта Ребиндера и положило начало новой области знания — физико-химической механики. В 1937 г. там же проводилась опытная добыча исландского шпата (крупнокристаллическая разновидность кальцита, обладающая двойным лучепреломлением — советем загуглить, как это круто выглядит!) в качестве сырья для оптической промышленности. А ещё в начале ХХ в. был пущен слух о наличии на горе Алчак золотых жил, что способствовало небывалому ажиотажу среди местного населения и эдакой крымской золотой лихорадке. Изначально мельчайшие частицы самородного золота были найдены в галечных отложениях на берегу Судакской бухты. Местные жители отчего-то решили, что оно вымыто из тела горы Алчак, и какое-то время активно его там искали. Безрезультатно.
Эолова арфа
Очень необычное место с видом. Осторожно, тропа на верх может быть сыпучей. Здесь можно сделать чумовые фото. С детьми добраться сложновато, тропа сыпучая.
Эолова арфа находится здесь:
Огромная сквозная арка с красивым видом. Тропа не оборудованная и не совсем простая! В греческих мифах Эол – бог ветров, его деятельность имеет прямое отношение к появлению грота. К возникновению грота приложил руку Гефест (у римлян – Вулкан) – бог, в числе прочего «отвечающий» за треволнения земной коры. Вероятно, Алчак попал ему как-то под горячую руку и в массиве мыса образовалась трещина. А после заработал Эол – его ветры увеличили разлом, превратив его в течение веков в довольно большую полость сквозную в скальном массиве. Грот продолжает увеличиваться и сейчас – Эол и его подчиненные работают, их влияние на форму гор (именуемое наукой ветровой эрозией) человек отменить не в силах.
Дорога в пос. Новый Свет
Колёсная дорога от Судака изначально пролегала через немецкую колонию петлями серпантина по оврагу Арнау́т-Кышласы́. Далее она спускалась к источнику Святой Анастасии и оттуда вниз в Новый Свет. Таким образом, дорога пролегала по северному склону горы Сокол. Современная дорога, проложенная вдоль южного подножия Сокола, создана на средства Голицына к 1884 г. турецкими рабочими. Большинство крепид остались с тех времён, количество поворотов не изменилось, а асфальт проложен только после ВОВ.
При выходе из Судакской долины дорога преодолевает узкий горный проход Деми́р-Капу́ и приводит в первое заповедное урочище в составе ботанического заказника "Новый Свет" — Димитраки. В средние века здесь находился укреплённый монастырь (вероятно, в честь Святого Димитрия. Ну а сейчас приковывает взгляды грандиозный недострой базы аквалангистов "Дельфин".
Строительство велось с 1974 г. и по документам проходило то ли как санаторий, то ли как спортивная база для подводников. Стройка шла медленно и к 1991 г. не была завершена, из-за чего объект оказался брошен на стадии отделки. Ещё в 1980-е гг. поползли слухи, что база строится для подводников-диверсантов, а раз всё называется "Дельфин", то планируется тренировочный центр для обучения этих морских животных. В 2006 г. здание было обследовано и признано непригодным для эксплуатации. Однако в 2018 г. его купил всё тот же Ю.Ковальчук. В настоящий момент никаких строительных работ не ведётся, объект охраняется.
На следующем в сторону Нового Света мысе территория 168-го авиационного научно-испытательного центра, где при СССР отрабатывали навыки лётчиков по выживанию после парашютного приземления. Сейчас там какая-то войсковая территория.
Рядом появился весьма инстаграмный отель с панорамными джакузи — "Берендей", но по словам многих с никудышным сервисом:
Над дорогой нависает две скалы. Маленькая называется Соколёнок, на ней ржавеет 15-метровая вышка радиомаяка Черноморского флота на высоте 148 м, заброшенная в начале 1990-х гг. Здесь отменная видовая площадка.
Большая скала называется Сокол (исконное название Куш-Кая), высотой 474 м. Это популярное место для занятий скалолазанием, а также для пешеходных восхождений по пологому северному склону горы. Гора Сокол сложена коралловыми известняками и наряду с Ай-Петри считается крупнейшим блоком ископаемых кораллов на полуострове.
На северном склоне Сокола находится источник Анастасии, от которого в 1890-е гг. был протянут Голицынский водопровод. Он представлял собой 3200-метровое сооружение по самотёчному движению воды от источника до водосборного бассейна в имении (пишут, частично сохранился, но мы его не нашли). На пути движения воды каждые 50-70 м создавались специальные смотровые колодцы, сами фрагменты керамических труб до сих пор в изобилии встречаются в горах над Новым Светом.
Лучше всего сохранилась арка моста-акведука:
Вдоль трассы водовода сейчас проложена удобная пешеходная тропа с хорошими панорамами посёлка Новый Свет.
Тропа Голицына
Максимально рекомендуемое место к посещению. Красоты мирового масштаба, удивительная растительность. Древняя огромная целебная роща можжевельника древовидного. Немного людно. Если выбрать длинный маршрут из предложенных ниже – может быть сложно в жару, мало тени. Здесь можно сделать крутые фото, посетить фантастические по красоте места. Время на объекте: 1,5 часа по малому маршруту – 3-4 часа по большому. По короткому маршруту №3 можно даже с ребенком в коляске.
Только в удобной обуви! Кое-где тропа неровная и со ступеньками. Взять с собой двойной запас питьевой воды и головные уборы. На тропе нет продажи воды. Начало на набережной, проходит через грот Голицына на мыс Капчик, оттуда по можжевеловой роще к заводу Новый Свет. По сути тропа - полукольцо вокруг горы Хоба-Тепе. Есть несколько способов посмотреть красоты самой тропы в зависимости от желания ходить пешком:
1. Максимум. Пройтись полностью по тропе – всего 3 км, по времени около 2 часов. Есть подъемы, спуски, но везде ступени, часто есть перила. По жаре тяжеловато, но возможно пройти даже с детьми.
2. Сокращенный. Сходить от «можжевелового входа» до мыса Капчик – на самый красивый участок. Тропа почти везде без подъемов по прямой 800 метров в одну сторону. А потом, уже гуляя по набережной Нового Света, сходить до грота Голицина 500 метров так же по прямой.
3. Самый сокращенный. Просто сходить от «можжевеловой рощи» до мыса Капчик. 800 метров в одну сторону. (1 час на всё – дорогу и фото)
4. Катер. Прокатиться на катере от набережной Нового Света вдоль тропы.
Стоянка катеров:
До «Царского пляжа» и обратно! От «Царского пляжа» до Нового Света пешком тропа доступная, но крутая и непростая – 500 метров в горку. Если останетесь покупаться на пляже – лучше обратно уехать на таком же катере.
С парковкой тяжеловато – много машин и мало места! Вот локация одной из парковок (охраняемая у завода) со стороны набережной (еще метров 200 спуска к морю):
Вход на тропу. Называется - «вход можжевеловая роща»:
Вход с набережной:
Царский пляж:
В 1912 году именно на этот пляж с корабля спустился Николай II. Интересное место, пешком от входа «можжевеловая роща» 600 метров вниз по непростой тропе. Возможно попасть катером с набережной Нового Света. Подробнее о названии «царский пляж» в статье "История пос. Новый Свет".
Историческая информация о тропе
Главная достопримечательность Нового Света появилась на рубеже XIX-XX вв. и представляет собой благоустроенную пешеходную дорожку, современная длина которой около 2600 метров. (в Википедии написано, что год постройки 1912-ый, а длина 5470 м, что абсолютно не соответствует действительности). На самом деле, в архивных материалах сохранилось очень мало сведений о создании этой тропы. Но в 1903 г. Голицын праздновал 25-летие своего завода в Новом Свете. По этому случаю весной приехал фотограф и провёл профессиональную фотосъёмку имения. До наших дней сохранилось 42 кадра 1903 г., которые нетрудно загуглить в интернете. Вглядевшись в них, можно сделать однозначные выводы:
1. К 1903 г. тропа уже существовала и шла от домика рыбака в Зелёной бухте через грот Голицына на мыс Капчик, заходила в Сквозной грот и заканчивалась в Голубой бухте.
2. В гроте Голицына к 1903 г. ещё не было никаких построек. Эстрада и ниши для хранения вина появились позже.
3. Глыбы в гроте Голицына уже лежат на своих местах, то есть они упали НЕ при землетрясении 1927 г., а ещё в доголицынские времена!
Мыс Капчи́к
Покидая грот Голицына, тропа спускается в Синюю бухту (после съёмок в ней эпизодов кинофильма "Пираты ХХ века" она получила устойчивое название Разбойничья) и поднимается на мыс Капчи́к — обратите внимание на ударение на втором слоге! В татарском языке кап — «чехол, футляр», следовательно, капчи́к — «маленький чехол», что связано с характерной формой мыса. Видовая площадка на высшей точке мыса (44.8168, 34.9087) имеет высоту всего 65 м (в Википедии написано 165 м, но это опечатка), зато может считаться одной из лучших в Крыму! В недрах скалы находится несколько труднодоступных пещер, в том числе и с подводным входом. Для туристического посещения доступен только Сквозной грот.
Главное место на маршруте:
Сквозной грот
Потрясающий сквозной грот, в который можно зайти. Вопреки названию, Сквозной грот — это не грот, а полноценная 77-метровая пещера тектонического происхождения с тремя входами. Один из входов (западный) оборудован Голицыным для посещения в виде красивой кованной калитки. Два восточных входа параллельны друг другу и выходят на обрывистый скальный берег, недоступный с тропы. В 1912 г. грот посещал Николай II, по случаю чего там была устроена праздничная иллюминация. Никаких вин Голицын в этом гроте не хранил, следов построек (кроме калитки с одной стороны и ступеней к морю с другой) в гроте нет.
Сувениры с собой
На тропе в данной точке можно найти окаменевшие кораллы древнего океана Тетис, возрастом около 150 миллионов лет!
Эстрадный грот
(все называют Голицинским гротом)
В 1900-е гг. в гроте создаётся сцена, которая получила название "эстрада" и выполняла свою прямую функцию во время банкетов и увеселительных мероприятий. Весь грот получает название Эстрадный. Название Голицынский появится уже в советское время, а название Шаляпинский придумают горе-экскурсоводы. Шаляпин никогда не посещал Новый Свет, хотя и был знаком с Голицыным. Относительно неподалёку в с. Морское у Шаляпина была дача, но на ней он также никогда в жизни не побывал. О гостях имения Голицына известно много любопытных подробностей благодаря двум гостевым рукописным альбомам, которые велись с 1890-х гг. вплоть до смерти князя в 1915 г. Практически каждый из гостей оставлял там пожелания, рисунки, заметки на память о пребывании в имении Голицына. В 1960-е гг. по причине безденежья внучка Голицына передала альбомы в "Магарач" Роману Кирилловичу Акчурину, за что получила 400 советских рублей. Сейчас оба альбома в музее "Магарача" в Ялте, а внук Романа Кирилловича — Рэм Алексеевич Акчурин — известный крымский винодел. Рядом с эстрадой была построена стена, отсекавшая дальнюю часть грота. В ней в 5 ярусов построено около 100 специальных ниш, в которых размещалась "библиотека вина" князя Голицына. Считается, что 5-ый ярус, как самый маленький, использовали под хранение уникальной старинной посуды для винопития. Большая ниша в углу постройки, по задумке Голицына, должна была стать началом 400-метрового коридора и соединить грот с винподвалами завода. Однако от этой дорогостоящей идеи вскоре решено было отказаться. Современная высота грота Голицына доходит до 30 метров. Высоко на своде заметна геометрическая фигура, выполненная из альпинистских верёвок, т.н. треугольник Фантика. Фигура навешена в 1990-ые гг. и находится на скальном склоне с отрицательным уклоном поверхности, что символизирует первопрохождение этого сложнейшего скалолазного маршрута Юрием Лишаевым (по прозвищу Фантик).
Дальнейшая судьба тропы
В 1927 г. при землетрясении пострадал только один участок тропы: от Сквозного грота к Голубой бухте, который с той поры заброшен (кладка голицынской тропы там видна и сейчас). Основная нить тропы медленно разрушалась, пока не была масштабно реконструирована в 1990-91 гг. Ещё одна косметическая реконструкция проведена осенью 2020 г. Первоначальный вариант тропы включал фрагмент от входа в Сквозной грот до Голубой бухты. В принципе, при изрядной сноровке там можно пройти и сейчас, но рекомендовать этот путь туристам я бы не стал. В итоге можно дойти до т.н. Царского пляжа. Это современное название, которое связывают с посещением этих мест Николаем II, который прибыл сюда в апреле и на пляже не загорал (удивительное дело: загорелый царь!) и не купался. Сейчас посетители попадают на Царский пляж окольным путём через верховья оврага. Окрест лежащая местность получила название можжевеловой рощи, хотя правильно было бы называть всё можжевеловым лесом. Все эти деревья выросли сами, имеют средний возраст 100-200 лет (отдельные экземпляры старше 500 лет!) и в основном представлены можжевельником высоким и можжевельником колючим. В Крыму есть множество мест, где произрастают древовидные формы можжевельников (Канака, Батилиман, Узунджа, Сарыч и др.), но именно урочище Новый Свет стало чрезвычайно популярным среди туристов.
Бухта Космонавтов
Очень необычно красивое место. Не супердикое место – может быть много людей. Здесь можно сделать крутые фото.
Бухта Космонавтов находится на побережье Азовского моря, между поселком Семёновка и Щелкино. С трассы Феодосия - Керчь сворачиваете по указателю Ленино, из Ленино в Семёновку. Трасса проходит сквозь этот поселок и направляется в Щелкино, по обоим сторонам этой дороги находятся нефтяные скважины. Как только увидели первую, ищите поворот на базу отдыха Волна, сворачиваете по указателю налево на грунтовую дорогу, через 500 метров перед вами будет Т-образный перекресток, сворачиваете снова налево и через 100 метров вы в бухте.
Название связано с легендой - Якобы здесь в 60-е годы прошлого века было любимое место отдыха Ю.А. Гагарина, мол, у него даже была возле Щелкино дача.
Данное побережье практически мини-копия Генеральских пляжей, куда ехать далеко и достаточно затруднительно.















